Скопинская игрушка
Фотогалерея
Название города и гончарного ремесла образовано от названия птицы Скопа – это птица-рыболов или речной орел. Город Скопин находится в Рязанской области, на берегу реки Верда. Найденные при раскопках в этих краях глиняная посуда и игрушки относятся к временам киевской Руси.
История создания
Временем возникновения скопинской керамики истории считают 1860-ее годы. Уже тогда город Скопин был известным центром гончарного промысла. С развитием производства, появлением фабрик и заводов, резко падает спрос на кустарную посуду, поэтому мастера сменяют вид своей деятельности и в больших количествах начинают лепить глиняные фигурки: игрушки, свистульки и декоративные статуэтки. Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, больше была предметом украшения интерьера, нежели детской забавой. В начале XX века изделия скопинских мастеров были представлены на крупнейших выставках народного творчества в Петербурге и Париже. Скопинская керамика XIX-XX веков хранится в мировых музеях.
В период Первой Мировой войны резко упал спрос на глиняные изделия, да и количество умельцев значительно сократилось, т.к. большинство мужчин, в том числе и гончары, были призваны на фронт. Новый расцвет гончарного промысла приходится уже на 1920-е годы. В это время мастера из Скопина получают разовые заказы от российских и зарубежных музеев, в попытке сохранить лучшие традиции лепного искусства. В эти годы большинство скопинских игрушек имеют ряд характерных признаков: преобладают красновато-желтых оттенков, пропали изображения зверей и птиц, на смену им пришли всевозможные налепы в виде жгутиков, линий, кругов и спиралей. Стоит заметить, что в состав глазурей входил свинец, который мог вызвать отравление и даже смерть мастера. Поэтому особо остро стоял вопрос о поиске безвредной поливы, которая по своим декоративным функциям не уступала бы свинцовому составу.
Среди лучших скопинских мастеров можно отметить братьев Василия и Федора Оводовых, отца и сына Желобова, Ивана Тащеева, Михаила Пеленкина, Александра Рожко, Нелли Насоновой, Марии Линевой и другие. Основной вклад в становление и развитие скопинского промысла внесла семья Оводовых. Идея игрушек у гончара Оводова появилась, когда он, работая в имении графа Бобринского, был впечатлен архитектурным декором, у себя в мастерской гончар вылепил большую фигуру льва с разинутой пастью и лежащей лапой на шаре. Свое творение мастер поставил у себя во дворе. Этому же гончару принадлежит идея пропускать через сито глину, в результате чего получалась длинная лапша, которой украшали густые гривы львов и лошадей. Все фигурки скопинских мастеров создаются, словно архитектурное сооружение. На гончарном круге вытягивается форма, а затем прорабатывается вручную. Изделие формируется на гончарном круге не целиком, а частями, а потом уже все готовые детали соединяются воедино с помощью жидко разведенной глины.
Характеристики
Каждый мастер пытался превзойти остальных, выдумывая новые сюжеты, производя сложные работы, разрабатывая искусные и оригинальные техники лепки. Лучшие свои образцы было принято выставлять на окошках своего дома или мастерской, что являлось своеобразной рекламой мастера. В XIX веке основные сюжеты скопинских мастеров – большие шары, созданные на гончарном круге, огромные декоративные вазы и горшки с замысловатым узором, фигурки диких зверей и птиц (больше всего встречается медведей и львов), сказочные существа, фигурки барышень и всадников. Внешне скопинские игрушки оригинальны, они отличаются от других русско-народных ремесел и выделяются на общем фоне. Так же как и посуда и иные глиняные предметы человеческого быта, игрушки изготавливались из светло-коричневой глины, после обжига игрушку поливали глазурью. Недочеты в своем гончарном деле местные мастера часто обращали в свою пользу: неперемолотые крупинки глазури неравномерно растекались по игрушке, что придавало готовому изделию оригинальность. Для игрушек применялись глазури разных оттенков: темно-коричневая глазурь с окисью марганца, ярко-зеленая с окисью мели, темно-желтая с добавлением окиси железа.
Деятельность
Хрупкая глиняная игрушка, изящно оформленная, прекрасно подойдет для украшения интерьера, необычный внешний вид и мелодичное звучание привлекают детей, но все таки из-за своей хрупкости Скопинские игрушки не предназначены для активной детской игры.
Особенности
Ремесленники из Скопина научились изготавливать глазури разных цветов. При обжиге в горне или печи нерастворенные крупинки глазури расплавлялись и растекались по глиняной фигурке, поэтому и получили свое название "потечные". Использование потечной глазури – это основной признак скопинских игрушек. Скопинский промысел отличается большим ассортиментом изделий, неординарной фантазией авторов, оригинальным строением глиняных предметов.
Наше время
Скопинский промысел один из немногих, где исторически сложилась и полностью сохранилась до наших дней традиционная технология изготовления предметов. Сегодня игрушки также изготавливают несколькими способами – ручной лепкой, изготовление на гончарном круге, прессование, литье, с помощью современного оборудования. Замешивается сухая глина с небольшим количеством воды, так образуется глиняное тесто. Такая смесь легче поддается обжигу, меньше сокращается в объемах. Для полной готовности требуется многократный обжиг. После того, как игрушка остыла после печи, ее заливают глазурью, сразу же декорируют и снова обжигают, позже наносят тонкий слой прозрачной глазури и снова закрепляют его в печи.
Современное развитие скопинской игрушки происходит по нескольким направлениям: массово выпускаются изделия, приготовленные шликерным литьем в гипсовых формах, производятся кухонные и бытовые предметы, а также создаются уникальные декоративные фигурки и игрушки, которые часто можно встретить в музеях, на выставках и ярмарках народного творчества. Изделия скопинского художественного промысла – визитная карточка Рязанской области.
© Редакционный материал издательства, ООО «Игры и Игрушки», 19.05.2024 17:58:22
Рекомендуем почитать
- Комментарии