"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2020
Юные техники
![Детский конструктор Детский конструктор](/upload/medialibrary/0d9/0d91a3b897f9ffd79dd67f6cbc606b3f.jpg)
Ян Амос Коменский писал: «Дети всегда готовы что-то сделать. Это очень полезно, а потому не только не нужно мешать этому, но и необходимо принимать меры к тому, чтобы им всегда было чем заняться».
В настоящее время существует проблема нехватки инженерных кадров и низкого статуса инженерной подготовки. В связи с этим необходимо популяризировать инженерную профессию, ведь использование роботов в повседневной жизни и на производстве требует от пользователей владения современными знаниями в области управления. Сегодня обществу нужны социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные развиваться. Инновации в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое внимание уделяется развитию и воспитанию детей в раннем возрасте. Ведь именно в этот период закладываются основные компоненты формирования личности ребёнка.
Развитие детей с помощью роботизированного оборудования – это одновременно и игровое обучение, и техническое творчество, что способствует воспитанию активных людей, увлечённых своим делом. Использование роботов позволяет облегчить или даже заменить человеческий труд в быту и на производстве, при работе с тяжёлыми грузами, в строительстве, при работе с вредными материалами, а также в других небезопасных или тяжёлых для человека условиях.
На базе программы нашего учебного заведения были проведены мероприятия фестивального типа и конкурсы, в которых студенты показали свои инженерные и робототехнические способности. Вот некоторые из этих работ с кратким описанием семейного проекта и биографией авторов работ.
![Шкатулка с секретом Шкатулка с секретом](/upload/medialibrary/cb0/cb0e22c792d1242b92e6b44fe1400e29.jpg)
Первый проект – это «Тракторная концепция» – единственная в своём роде. Эта концепция была построена из деталей LEGO семьёй Сергея Ж. (6 лет). В качестве привода на технику была установлена червячная передача, состоящая из винта, и двух спаренных червячных колёс, являющихся своего рода шестернями. Вал винта жёстко соединён с электродвигателем фирмы «Папа Может», питающимся от аккумулятора фирмы «Глобус». К этой работе семья Сергея Ж. подошла творчески. Эта концепция была основана на материалах «Азбуки робототехники».
Сам Сергей Ж. родился в семье инженеров. Мама – инженер-технолог, папа – инженер-конструктор, бабушка – инженер-конструктор, дедушка – инженер-механик. Ещё в раннем возрасте Серёжа увлёкся моделированием. Вместе со своим старшим братом Никитой Ж. они вместе строили из конструктора LEGO различные виды транспорта, здания, сооружения (как по инструкции, так и без неё). Это увлечение, требующее концентрации и внимания, снимает груз неконтролируемой работы ума, полностью погружает в настоящий момент. Это занятие лечит лучше любого лекарства и даёт мощный приток энергии. И начать стоит с самого простого – найти время для сортировки деталей. Такая сортировка помогает быстрее строить что-то по инструкции. Сын отдаёт распоряжения, а мама с папой ищут и подают. Когда детали лежат на своих местах, творчество набирает обороты, хочется собрать что-то грандиозное.
До тех пор, пока не разработаны методы проектирования, необходимы инструкции. Сборка без инструкций – это ещё один шаг. Ему нужны базовые техники. Сборные модели используются в активных играх мальчиков, поэтому они должны быть устойчивы к ударам и нагрузкам. Для этого нужно следовать определённому алгоритму построения. Таким образом, собирая модели без готовых инструкций, ребята имеют задачу – собрать изобретённую модель и сделать её прочной. Эти задачи с удовольствием решают Серёжа и Никита. Вдохновение для них – это абсолютно всё: чтение книги, просмотр фильма или мультфильма, выставки, различные наблюдения. Смотрел Серёжа Парад Победы, и вот в детской зашумело здание. Через некоторое время военная техника готова. Посмотрел документальный фильм о «Титанике», и очень похожий корабль появился у него на столе. В День космонавтики ракеты и спутники, собранные руками умелых детей, «взлетают». В этом случае дети стараются повторить цветовые решения и, конечно же, внешний вид своих моделей. Этот вид деятельности расширяет кругозор ребёнка, помогает приобрести командные навыки, развивает пространственное мышление.
![«Секретная шкатулка» «Секретная шкатулка»](/upload/medialibrary/f5a/f5a659fe2eb21359720f1b2db9437614.jpg)
Как сказал Ж. Пиаже: «В строительстве ребёнок действует как архитектор, который строит здание из своего собственного интеллекта».
Второй проект – «Секретная шкатулка». Автором проекта является семья Степана Т. (6 лет). Коробка с секретом изготовлена из клееного хвойного дерева. Помимо простого механизма для открытия коробки, есть скрытый элемент, который блокирует механизм.
Степан родился в семье техников. Три поколения имеют техническую подготовку, и все – инженеры. Отец и дед Степана работают в космической отрасли, мать и второй дед – в атомной энергетике. Степан растёт будущим дизайнером. Он любит собирать из конструктора LEGO. С раннего возраста он собирал конструктор по схеме без помощи взрослого человека. Степану это нравится, он полностью погружён в процесс строительства. Оставшиеся старые детали используются для собственного дизайна. Здесь он даёт волю воображению. Просмотр фильмов, мультфильмов, чтение книг – всё находит своё место в его «шедеврах». Степан любит проводить с братом разные эксперименты. На их основе они изучают научные факты. Он мечтает стать учёным и на основе экспериментов изобрести что-то новое и уникальное. Степан также стал победителем конкурса «Маленький Леонардо» с работой «Шкатулка с секретом». Он очень гордится своими маленькими изобретениями и надеется, что в ближайшем будущем они станут важными и значимыми для всего мира и планеты в целом.
![Победитель конкурса «Маленький Леонардо» Победитель конкурса «Маленький Леонардо»](/upload/medialibrary/e3e/e3ed513b445d9b9dec66eddc889e9c2a.jpg)
А.С. Макаренко подчёркивал, что игры ребёнка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «наиболее близки к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создаёт ценности и культуру». Таким образом, создавая необходимые условия для конструктивной и исследовательской деятельности, мы помогаем ребёнку познать окружающий мир и осознать своё место в этом мире. Ведь дети – это наше будущее!
Ирина Бондарева, воспитатель,
МДОУ ЦРР д/с 60 «Журавушка»,
г.о. Подольск, Московская обл.
- Комментарии