"Игры и Игрушки" №5-2013
Творческие игры
![Творческие игры Творческие игры](/upload/medialibrary/e33/3ejqwmduvbflakly5d9kv05qct6694uf.png)
Вот две девочки играют в «дочки-матери». Одна из них обращается со своей «дочкой» ласково, внимательно, терпеливо. Другая «мама» проявляет к «дочке» чрезмерную строгость: выговаривает за непослушание, часто наказывает. Ясно, что поведение этих двух девочек в игре навеяно различными впечатлениями, которые, как в зеркале, отражают отношение между родителями и детьми в одной и другой семье. Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки, тёти.
Заимствуя содержание игр из окружающей действительности, дети, однако, не механически копируют эту жизнь, а перерабатывают полученные впечатления в своём сознании, раскрывают в играх свой характер, выявляют своё отношение к изображаемому. Семья, детский сад демонстрируют детям пример любви к труду, к своему городу, дружеские отношения друг к другу. Всё это проявляется в играх детей.
![DSC02374.png DSC02374.png](/upload/medialibrary/0a2/17ta3y9obm1eb405yg64zw23eq1sbsd7.png)
Бабушка много играла с четырёхлетней внучкой Катей. Их любимая игра называлась «Репка». «Посадила бабка репку, — задумчиво начинала бабушка, — и говорит: «Расти, расти, репка, сладкая, крепкая, большая-пребольшая!» Выросла репка сладкая, крепкая, круглая, жёлтая. Пошла бабка репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может…» Бабушка показывала, как она тянет упрямую репку. «Позвала бабка внучку Катю — Катя хватается за бабушкину юбку — Катя за бабку, бабка за репку — тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Катя брата, а он только того и ждал, чтобы уцепиться за Катю. Брат за Катю, Катя за бабку, бабка за репку — тянут-потянут… вытянули репку». И вот в руках у бабушки появляется неведомо откуда взявшееся яблоко, или пирожок, или настоящая репка. Ребята с визгом и восторгом повисали на бабушке. И она вручала им гостинцы. Детям так нравилась эта сказка-драматизация, что Катя часто просила: «Бабушка, бабушка, потянем репку!»
В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры, воле товарищей.
![IMG_6844.png IMG_6844.png](/upload/medialibrary/7c1/t0cq11od0gt1ya04k2jq8n9gd2oc3y9t.png)
Иногда по ходу игры ребёнку нужно построить пароход или автомобиль. Родители помогают ребёнку и показывают, как нужно строить. Использование строительного материала в играх развивает детское воображение, ведь этот материал можно применять самым различным образом. Дети сооружают всевозможные постройки, часто это делается в связи с задуманной игрой: кукле — дом, кроватку; лётчику — самолёт.
У детей 4–5 лет содержание творческих игр обогащается в связи с ростом их самостоятельности и расширением круга представлений. Их не удовлетворяет изображение отдельных эпизодов, они придумывают разные сюжеты. Если раньше, например, поезд изображался движениями и звуками, напоминающими гудки и шум паровоза, то теперь появляются роли машиниста, кондуктора, и поезд не просто идёт, а перевозит пассажиров и грузы. Дети пяти лет умеют сделать нужную постройку, находят разнообразное применение игрушкам. Их речь настолько развита, что они могут изображать различные сценки, говоря за действующих лиц. Они легко превращаются в папу и маму, в пассажира и в машиниста.
![DSC00904.png DSC00904.png](/upload/medialibrary/94b/l451xok3yfr4xsh7gut1rqzwk9yf3bxo.png)
Для выполнения взятой на себя роли ребёнок использует игрушки и различные предметы, которые способствуют созданию образов. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, лошадка, автомобиль) наталкивают ребёнка на определённые игры. Например: на лошадке можно ездить верхом, возить грузы, поить её; в посуде готовить обед или угощать из неё куклу чаем.
Кубики и кирпичики изображают хлеб, пирожное или стол, стул. Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни.
Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, он обращает внимание на многие стороны жизни, которые без игры он и не заметил бы. В ходе игры он должен действовать так, как этого требует роль.
![24 сентября 2009 127.png 24 сентября 2009 127.png](/upload/medialibrary/48a/ce4qnp2bvlrk03ahvkhw4g465i1jec0i.png)
К примеру, ребёнок не раз наблюдал, как действует дворник, но когда он изображал дворника, его представления становились ярче и содержательнее, особенно в коллективных играх, когда действия товарищей подсказывают ему, как надо поступать дальше, дружно договариваться о дальнейших действиях. Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения.
И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы и запросы. Речь их совершенствуется, становится ярче. В их речи формируются мысли о тех сторонах жизни, которые они изображают в игре.
Ольга Новикова, Ольга Нешта,
педагоги-психологи, детский сад №577 г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии