"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2016
Сундучок правильной речи
![Сундучок правильной речи Сундучок правильной речи](/upload/medialibrary/a10/2l6mb3tbuppqj1ohx13mw5gibn91b2y8.jpg)
Нарушения в речи ребёнка не является исключительно логопедической проблемой, они отражаются на общем развитии, ограничивая познавательные возможности и эмоциональные проявления, порождая нежелательные качества личности и особенности поведения, нарушая формирующиеся межличностные отношения.
Разнообразные игровые упражнения и задания пособия повышают интерес ребёнка к работе, позволяют расширить объём внимания, развивать фонематический слух, память, мышление, совершенствовать грамматический строй речи, что, в свою очередь, ускоряет процесс автоматизации звука, делая его более увлекательным и высокоэффективным.
Хотим представить вам авторское пособие, направленное на коммуникативно-речевое, познавательное развитие ребёнка.
Цель: оказание практической помощи логопедам дошкольного учреждения, родителям детей-логопатов в коррекции звука [Ш] в речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- формировать умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, в словах; в предложениях;
- активизировать и расширять словарный запас;
- формировать грамматические категории: согласование притяжательных местоимений «моя», «моё», «мои», «мой» с именем существительным; употребление имени существительного в косвенных падежах, согласование имени существительного с количественными числительными; употребление имени существительного во множественном числе в именительном и родительном падежах;
- формировать умение детей по схеме узнавать эмоциональное состояние и изображать его с помощью мимики, голосовых интонаций;
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
- развивать мелодико-интонационную выразительность речи;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать внимание и память.
![Методическое пособие Методическое пособие](/upload/medialibrary/649/6fzeirf24sa98512omnf57ppi4u1rzq8.jpg)
Методическое пособие представляет собой систематизированный практический материал, представленный в виде «Сундучка правильной речи» и его содержимого: игр по автоматизации звука [Ш], иллюстративного материала. Сундучок правильной речи изготовлен из картона, обшитого яркой разноцветной тканью. На поверхности модуля закреплены различные многофункциональные детали: молния, пуговицы, шнуровка, «липкая» лента, бусинки, крючки, ленточки, носочек.
Логопед предлагает ребёнку сложить сюжетную картинку. Для этого разрезную картинку (рисунок) нужно наложить на такой же рисунок на игровом поле. Задание может выбрать сам ребёнок. Логопед предлагает кубики «Поиграй-ка», «Нажми кнопки», «Расскажи о …», «Эмоции». Ребёнок выбирает кубик, который ему нравится, бросает и выполняет задание, изображённое на выпавшей грани кубика.
Либо же сам логопед предлагает один из кубиков в зависимости от поставленной задачи занятия.
![DSC03279.jpg DSC03279.jpg](/upload/medialibrary/29c/dkfs31d5zllwwbb8ww1jjxgri5w3of6h.jpg)
Кубик «Поиграй-ка»
Грани кубика «Поиграй-ка» представлены следующими игровыми упражнениями.«Мой, моя, моё, мои»
Представь, что это твои предметы. Ответь на вопросы: «Чей это заяц?», «Мой заяц». «Чья это кукла?», «Моя кукла».
«Великан и малыш»
У великана предметы большие, а у мальчика-малыша маленькие. Назови все маленькие предметы мальчика: зайчик, куколка, кроватка. Логопед обращает внимание на слова, которые нельзя употребить в уменьшительно-ласкательном значении.
«Лесенка-Чудесенка»
Рассмотри разрезные предметные картинки. Паша, Маша, каша, афиша, уши, мыши, камыши, машина, мешок, петушок, капюшон, ушат, кувшин, ошибка, ошейник. Повторяй слова за взрослым и запоминай их названия. Отыщи картинки, на которых изображены слова со слогом ША (ШИ, ШО, ШУ). Проговори их. Шагай указательным и средним пальчиками по лесенке, проговаривая при этом слог ША (ШИ, ШО, ШУ) три раза и слово с этим слогом.
«Громко-тихо»
Произнеси все слова, изображённые на картинках, громко-громко, а затем тихо.
Кубик «Нажми кнопки»
Ребёнок бросает кубик и называет слово столько раз, сколько точек выпало на грани кубика, касаясь точек пальчиком.Кубик «Эмоции»
Ребёнок рассматривает грани кубика «Эмоции». Называет и изображает мимикой грусть, злость, удивление, страх, радость, печаль. Затем произносит все слова, изображённые на предметных картинках, согласно выпавшей на кубике эмоции.![DSC03284.jpg DSC03284.jpg](/upload/medialibrary/bde/sj13i1epzsoasvdmmra9407lttxkig9l.jpg)
Кубик «Расскажи о…»
Ребёнок бросает кубик, на гранях которого изображены картинки, символизирующие вспомогательные слова, помогающие изменить слово по падежам, и проговаривает все слова по предметным картинкам в падеже, выпавшем на грани кубика.«Бусинки»
Ребёнок берёт бусины и нанизывает их на шнурок по размеру: от самой маленькой до самой большой. Перебирая бусины пальцами, считает слова. Например: одна шапка, две шапки, три шапки и так далее.
Пазлы «Классики»
Ребёнок проговаривает слова, содержащие звук [Ш], а логопед выкладывает соответствующие предметные картинки. Далее ребёнок раскладывает картинки наподобие классиков. «Прыгает» указательным и средним пальцами по классикам, называя при этом количество (записанное цифрой) со словом-предметом, которое лежит на этой цифре. Например: одна шайба, две шишки.
Использование в работе материалов данного пособия позволит учителю-логопеду организовать и провести эффективную коррекционную работу при совместном участии воспитателей и родителей детей, посещающих группы для детей с нарушениями речи (общее недоразвитие речи), логопункт.
Марина Павлова, учитель-логопед
Наталья Акимова, старший воспитатель МДОУ Д/с № 290, г.Волгоград
Рекомендуем почитать
- Комментарии