"Игры и Игрушки" №4-2016
Сказка – ложь…
Приходилось ли вам слышать что-то подобное: «Засыпай – не то придёт серенький волчок, да ухватит за бочок! Такого непослушного Кощей унесёт!». Чего хотят добиться родители такими словами, если не запугать своих детей?
![shutterstock_136360400.jpg shutterstock_136360400.jpg](/upload/medialibrary/e3c/5th5lsrbp9hhrovozp15wwsgc8afa0ei.jpg)
Воспитывая детей, родители применяют разные меры воздействия, зачастую руководствуясь исключительно краткосрочными результатами – лишь бы сейчас сделал то что мне нужно! Часто можно услышать фразы, которые не предостерегают детей об опасности, не прививают какие-либо навыки поведения, не формируют качества характера, а напротив, работают на занижение самооценки, на развитие страхов и фобий. Вот, например: «Убежишь от мамы – украдёт Бармалей», «Не будешь слушаться, отдам тебя Бабе-Яге». Наверное, каждый родитель хоть раз, да грозил так ребёнку. Если приём работает – он применяется чаще, а если малыш не сильно восприимчив, родители ищут другие меры воздействия.
Прошло время, но этот метод используют по сей день. И, надо сказать, он действительно работает. Страх перед чем-то – весомая мера воздействия. Однако меняется жизнь вокруг нас, меняются поколения, дети сейчас совсем другие, и подход к ним нужен совсем иной… Неосторожный родитель может увлечься и нанести ребёнку непоправимую психологическую травму, злоупотребляя запугиванием. Все дети разные: некоторые смотрят по телевизору «страшилки» изо дня в день и смеются над происходящим на экране. Но есть и ранимые, впечатлительные дети, которых напугать очень просто. Поэтому каждому родителю стоит быть очень аккуратным и хорошо подумать, прежде чем заводить с малышом разговор о страшных персонажах.
Запугивание, как все понимают, нечестный способ воздействия что на взрослого, что на ребёнка. Гораздо полезнее будет проиграть с ребёнком сказочную ситуацию, например, используя кукольный/перчаточный театр. Можно инсценировать сказку «Гуси-Лебеди», параллельно объясняя её. Вот Алёнушка должна была приглядывать за братцем, а сама отнеслась к этому безответственно, смотри, что случилось! Заметьте, в этом случае вы не пугаете ребёнка преследуя свои цели. На фоне страшной ситуации малыш сам осознаёт причину-последствие. Важно обратить внимание ребёнка на то, что родителей обязательно нужно слушаться, ведь они беспокоятся о безопасности ребёнка и поэтому советуют как ему поступать.
![shutterstock_83132269.jpg shutterstock_83132269.jpg](/upload/medialibrary/22e/h1of9bgyxbotszb6zfwjl5yeycv05by9.jpg)
Для детей младшего возраста подойдёт сказка «Колобок». Здесь ситуация аналогичная: главный герой остался без присмотра, укатился в лес, где его подстерегали страшные опасности. Начиная обсуждать сказку, посмотрите, не слишком ли болезненно ребёнок воспринимает приключения героев, насколько он сопоставляет себя с героями и выносит ли для себя какие-то уроки. Всё это обязательно нужно проговаривать, потому что детям младшего возраста не свойственно делать выводы и поэтому акцентировать внимание на важном должен сам родитель. Можно составить собственное мнение о поведении персонажа. Например, комментировать ситуации по ходу сказки: «Какой непослушный Колобок, зачем же он ушёл один, это опасно, нельзя так делать!». Пусть малыш послушает ваше мнение и выскажет своё, беседа здесь не только уместна, но и необходима. Недостаточно просто прочитать сказку. Если вы хотите, чтобы она была поучительной и доступной для восприятия ребёнка, нужно уделить время её обсуждению! И, наконец, чтобы закрепить полученную информацию, можно нарисовать рисунок к данной сказке или сделать аппликацию, вылепить поделку из пластилина… Творческая деятельность, задействование моторики лучше скажется на восприятии событий сказки.
Если ребёнок воспринял конец сказки болезненно, предложите ему придумать свой конец и воплотить его в жизнь, тем самым давая эмоциональную разгрузку. Сотворите поделку или рисунок, иллюстрирующий хороший конец, например: «Колобок вернулся домой к бабушке и дедушке, они были очень рады его возвращению. Больше Колобок никогда не уходил из дома один!».
Надо отметить, что такое совместное с ребёнком обсуждение сказки очень сближает, отношения становятся более доверительными. Проигрывание сказок с помощью игрушек или кукольного театра даёт возможность почувствовать себя на месте другого, понять, почему он поступил так или иначе. Вы узнаете много нового о своем ребёнке, выслушаете его мнение и поделитесь своим, научите его правилам и нормам поведения. Запугиванию и «страшилкам» просто не останется места в воспитательном процессе.
![shutterstock_136360400.jpg shutterstock_136360400.jpg](/upload/medialibrary/e3c/5th5lsrbp9hhrovozp15wwsgc8afa0ei.jpg)
Воспитывая детей, родители применяют разные меры воздействия, зачастую руководствуясь исключительно краткосрочными результатами – лишь бы сейчас сделал то что мне нужно! Часто можно услышать фразы, которые не предостерегают детей об опасности, не прививают какие-либо навыки поведения, не формируют качества характера, а напротив, работают на занижение самооценки, на развитие страхов и фобий. Вот, например: «Убежишь от мамы – украдёт Бармалей», «Не будешь слушаться, отдам тебя Бабе-Яге». Наверное, каждый родитель хоть раз, да грозил так ребёнку. Если приём работает – он применяется чаще, а если малыш не сильно восприимчив, родители ищут другие меры воздействия.
Почему же этот метод так популярен?
Несомненно, подобный способ воздействия на малышей применяли ещё наши пра-пра-прабабушки. Русские народные сказки с традиционными отрицательными персонажами в сказочно-фантастическом контексте объясняют детям азы нравственности, морали и безопасности. Давайте вспомним: в стародавние времена в каждой семье было по несколько детей, родители работали с утра до ночи, у них не было возможности неусыпно контролировать малышей. Сказка же, в доступном для ребёнка ключе давала ориентиры, что можно, чего нельзя делать, что происходит в случае нарушения запрета.Прошло время, но этот метод используют по сей день. И, надо сказать, он действительно работает. Страх перед чем-то – весомая мера воздействия. Однако меняется жизнь вокруг нас, меняются поколения, дети сейчас совсем другие, и подход к ним нужен совсем иной… Неосторожный родитель может увлечься и нанести ребёнку непоправимую психологическую травму, злоупотребляя запугиванием. Все дети разные: некоторые смотрят по телевизору «страшилки» изо дня в день и смеются над происходящим на экране. Но есть и ранимые, впечатлительные дети, которых напугать очень просто. Поэтому каждому родителю стоит быть очень аккуратным и хорошо подумать, прежде чем заводить с малышом разговор о страшных персонажах.
Запугивание, как все понимают, нечестный способ воздействия что на взрослого, что на ребёнка. Гораздо полезнее будет проиграть с ребёнком сказочную ситуацию, например, используя кукольный/перчаточный театр. Можно инсценировать сказку «Гуси-Лебеди», параллельно объясняя её. Вот Алёнушка должна была приглядывать за братцем, а сама отнеслась к этому безответственно, смотри, что случилось! Заметьте, в этом случае вы не пугаете ребёнка преследуя свои цели. На фоне страшной ситуации малыш сам осознаёт причину-последствие. Важно обратить внимание ребёнка на то, что родителей обязательно нужно слушаться, ведь они беспокоятся о безопасности ребёнка и поэтому советуют как ему поступать.
![shutterstock_83132269.jpg shutterstock_83132269.jpg](/upload/medialibrary/22e/h1of9bgyxbotszb6zfwjl5yeycv05by9.jpg)
Для детей младшего возраста подойдёт сказка «Колобок». Здесь ситуация аналогичная: главный герой остался без присмотра, укатился в лес, где его подстерегали страшные опасности. Начиная обсуждать сказку, посмотрите, не слишком ли болезненно ребёнок воспринимает приключения героев, насколько он сопоставляет себя с героями и выносит ли для себя какие-то уроки. Всё это обязательно нужно проговаривать, потому что детям младшего возраста не свойственно делать выводы и поэтому акцентировать внимание на важном должен сам родитель. Можно составить собственное мнение о поведении персонажа. Например, комментировать ситуации по ходу сказки: «Какой непослушный Колобок, зачем же он ушёл один, это опасно, нельзя так делать!». Пусть малыш послушает ваше мнение и выскажет своё, беседа здесь не только уместна, но и необходима. Недостаточно просто прочитать сказку. Если вы хотите, чтобы она была поучительной и доступной для восприятия ребёнка, нужно уделить время её обсуждению! И, наконец, чтобы закрепить полученную информацию, можно нарисовать рисунок к данной сказке или сделать аппликацию, вылепить поделку из пластилина… Творческая деятельность, задействование моторики лучше скажется на восприятии событий сказки.
Если ребёнок воспринял конец сказки болезненно, предложите ему придумать свой конец и воплотить его в жизнь, тем самым давая эмоциональную разгрузку. Сотворите поделку или рисунок, иллюстрирующий хороший конец, например: «Колобок вернулся домой к бабушке и дедушке, они были очень рады его возвращению. Больше Колобок никогда не уходил из дома один!».
Надо отметить, что такое совместное с ребёнком обсуждение сказки очень сближает, отношения становятся более доверительными. Проигрывание сказок с помощью игрушек или кукольного театра даёт возможность почувствовать себя на месте другого, понять, почему он поступил так или иначе. Вы узнаете много нового о своем ребёнке, выслушаете его мнение и поделитесь своим, научите его правилам и нормам поведения. Запугиванию и «страшилкам» просто не останется места в воспитательном процессе.
Ирина Цыганова, психолог, мама
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку