"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2020
Река Волга
![Коллективная исследовательская работа Коллективная исследовательская работа](/upload/medialibrary/61c/61cd490c4ac90cf423db2e1c88e7f260.jpg)
Цель: способствовать формированию у детей устойчивого интереса к познавательной, творческой, исследовательской деятельности.
Образовательные задачи: дать понятие о реке Волге как самой крупной и красивой реке в нашей стране; познакомить с географической картой реки Волга; учить понимать взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы в экосистеме реки.
Развивающие задачи: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать поддержанию и развитию любознательности старших дошкольников, их стремление изучать животный мир реки Волга.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство гордости за нашу великую реку, вдумчивое, бережное отношение к реке и её обитателям.
Методы исследования: чтение познавательных книг по теме, рассматривание иллюстраций с видами животных и рыб, беседы, обсуждение найденной детьми информации в группе, домашние задания с родителями (семейные исследования, поиск материалов по теме, фиксация результатов с помощью пиктограмм, рисунков), проведение дидактических игр, выступление детей.
Продукт проектной деятельности: изготовление мини-макета реки Волга с изображением климатических зон, обитающих животных и рыб в реке, подготовка компьютерной презентации о реке, оформление альбомов для рассматривания в экологическом уголке по теме: «Рыбы, обитающие в реке», «Животные, обитающие в районе реки Волга».
![Животные, обитающие в районе реки Волга Животные, обитающие в районе реки Волга](/upload/medialibrary/38a/38a1ee36364aa06e1544e95007c2045c.jpg)
Подготовительный этап
Цель: заинтересовать детей. Для этого детям прочитали письмо от Любознательной Вороны, рассказали о том, где можно найти необходимый материал о Волге. На этом этапе у детей появились вопросы: «Где начало реки и где её конец? Кто живёт в реке? Почему Волгу называют красавицей, матушкой, кормилицей? Как нужно беречь реку Волгу?»Основной этап
При ознакомлении детей с природой реки Волга основной формой работы были беседы и обсуждения найденных материалов по теме. Первое знакомство с рекой началось с рассматривания географической карты и расположения Волги. Дети увидели, что река начинается в северных районах России и сначала имеет вид небольшого ручья. Дети узнали, какие крупные города находятся на Волге, в том числе и столица Татарстана – город Казань. В беседе дети рассказали, в каких городах они бывали со своими родителями. На карте Волги дети рассмотрели и крупные реки, которые являются притоками, они питают реку своей водой, поддерживают её силу: это реки Ока, Кама. На следующих встречах мы беседовали о животных, обитающих в районе берегов реки Волга. Проводились занятия «Кто живёт в лесу», «Обитатели степи и пустыни», «Все нужны на земле». Эти занятия способствовали не только изучению животного мира, но и умению составлять рассказы о животных, используя пиктограммы. Потом дети получили домашнее задание с помощью взрослых придумать свои пиктограммы и составить рассказ о животном или рыбе. Также в саду использовались игровые обучающие ситуации, дидактические игры: «Угадай, кто я?», «Зоологическое лото», «Загадки о животных», «Где чей дом». В ходе игр дети закрепляли и получали новые знания о животных, о том, в каких климатических зонах обитают отдельные представители. Знакомясь с обитателями разных климатических зон, дети обращали внимание на то, как изменяется размер животных, их окраска также соответствует краскам окружающей среды.![Основной этап Основной этап](/upload/medialibrary/eb1/eb193e5d0ad94d6a7ae9d08d03ea0659.jpg)
В игре «Загадочная тропинка» дети устанавливали взаимосвязи между особенностями внешнего вида объектов природы и приспособлением к окружающей среде. Также с детьми проводились викторина «Нашу рыбку изучай, на вопросы отвечай», подвижные игры «Рыбак и рыбки», «Рыбка-рыбка», этюды психогимнастики «Земля-вода», «Волны». Отдельная беседа проводилась с детьми об экологической проблеме Волги. Крупные и небольшие города, стоящие на берегах реки имеют много предприятий и заводов. Не на всех заводах стоят хорошие современные очистные сооружения и фильтры. Сбросы отходов в реку загрязняют воду, что неизбежно сказывается на её обитателях. Все люди, живущие возле реки или приезжающие отдохнуть, порыбачить, должны выполнять правила по охране природы. Дети обсуждали эти правила в экологической игре «Разрешено, запрещено». Ребята знакомились с художественными произведениями, стихотворениями «О, Волга! Колыбель моя!..» Н. Некрасова, «Слово о Волге» Я. Белинского, слушали записи песен «Волга-Волга» И. Дунаевского, песню «Течет река Волга» в исполнении Л. Зыкиной. Исследовательская работа с детьми проводилась в тесном сотрудничестве с семьей. В свободной художественной деятельности дети лепили животных – представителей разных климатических зон для оформления макета реки Волги.
Заключительный этап
В ходе проектной деятельности дети расширили представления о строении, географическом расположении реки Волга, о животных и рыбах, обитающих в её водах и о взаимозависимости живой и неживой природы в экосистеме реки. Данное исследование активизировало любознательность детей, их стремление найти ответы на поставленные вопросы, научило фиксировать результаты поиска и доступно рассказывать, выступать с полученной информацией перед своими сверстниками. Руками детей и родителей изготовлен макет реки Волга, который занял своё место в мини-музее детского сада. Собранный материал о рыбах и животных пополнил альбомы для рассматривания детьми в экологическом уголке. Обобщённый материал исследования использован для презентации о Волге. Но самое главное, дети остались довольны своей работой, и получили ценный опыт, который может пригодиться в разработке других проектов.![Заключительный этап Заключительный этап](/upload/medialibrary/89a/89a0e0992cf4135d514a711bbf051cee.jpg)
По итогам проекта было отмечено повышение уровня познавательной активности будущих школьников, а также и экологической культуры у детей и их родителей; укрепление добрых отношений и сотрудничества между детьми и педагогами, сотрудничества между родителями и детским садом.
Раиса Алексеева, Элеонора Уткина,
Елена Поздышева, воспитатели
МБДОУ «Д/с КВ №48 «Винни-Пух»
- Комментарии