"Игры и Игрушки" №1-2024
Просто кубики? Не просто кубики!
Для игры нам понадобятся кубики. Они могут быть из разных материалов: пластмассовые, деревянные, мягкие, главное, чтобы они были безопасны для детей и устойчивы при использовании их в строительстве и конструировании.
![Рис.1.jpg Рис.1.jpg](/upload/medialibrary/e8a/kwl3hfyayu99w2e63el93xhckyyiigzn.jpg)
Как можно играть с кубиками в 6 месяцев? В этом возрасте ребёнок может достаточно хорошо фиксировать взгляд на предмете и прослеживать за ним, захватывать предмет рукой и перекладывать в другую руку. Предложите малышу захватить кубик небольшого размера обеими ручками и постучать. Стучать можно громко, а можно тихо.
Учимся попадать в цель
Малыши, как правило с большим интересом наблюдают за действиями взрослых и пытаются подражать им. После того, как малыш исследовал кубик ротиком, постучал кубик о кубик, его можно бросать в ведро или тазик для белья.![Рис.2.jpg Рис.2.jpg](/upload/medialibrary/325/sve0ym001l7t8aak9qen4qkke48l255l.jpg)
Ломаем башенку по условному сигналу
По мере того, как малыш растёт, постепенно будет усложняться игра с кубиками. Вот карапуз уже устойчиво сидит, активно передвигается по ковру в комнате. В этот момент мы предлагаем ему увлекательную игру: «А ну-ка, сломай башенку!» Мама или папа ставят кубик на кубик, а на условный сигнал «бах» ломают башню рукой, после чего кубики рассыпаются в разные стороны. Детям очень нравится эта весёлая игра, они стараются по просьбе взрослого дотянуться и собрать все разноцветные кубики. Взрослый должен объяснить малышу, что ломать башенку нужно после условного сигнала – «бах». Так ребёнок учится слышать взрослого, понимать обращённую речь и выполнять простые правила в забавной игре.![Рис.3.jpg Рис.3.jpg](/upload/medialibrary/69a/q925zi2engamdvlff8cqag6jt7or1xos.jpg)
Учим играть по очереди
По мере усвоения этого действия, в дальнейшем правила будут усложняться. В следующий раз, когда малыш будет играть с кубиками, предложите: «Давай теперь ты построишь башенку, а я буду ломать!» Ребёнок включается в совместную деятельность со взрослым, учится играть по очереди.![Рис.4.jpg Рис.4.jpg](/upload/medialibrary/0d0/yomhbta1q26ynu9dq0uciy3s09ql7t6v.jpg)
Учимся убирать игрушки после игры
Малыш может строить башенку, и теперь надо научиться собирать за собой игрушки. А собирать мы их будем весело и вместе. Взрослый показывает пример малышу – кидает кубик в коробку или другую ёмкость, и при этом проговаривает: «оп», «ап», «попал», «мимо», «ещё», тем самым стимулирует малыша подражать звукам взрослого. Таким образом развивается речевая и двигательную активность, малыш привлекается к полезной совместной деятельности.![Рис.5.jpg Рис.5.jpg](/upload/medialibrary/195/czxc3q04wsm1pw9frm6gfv0r17opowcm.jpg)
Если малыш с раннего возраста приучается к уборке после игры, это поможет ему быть собранным и дисциплинированным в будущем.
Строим по образцу
Малыш взрослеет, игры с кубиками усложняются. Взрослый уже просит построить башенку, как у него.![Рис.6.jpg Рис.6.jpg](/upload/medialibrary/4d9/1sj5fjbyvi2gntjyjscga4wkl0albc2w.jpg)
Если у малыша не получается сделать башенку как у мамы, то будем учиться это делать пошагово. Сначала мама просит найти такой же кубик, как у неё и поставить рядом. Постепенно, этаж за этажом, получится такая же башенка, как у мамы.
![Рис.7 (2).jpg Рис.7 (2).jpg](/upload/medialibrary/e32/mi49hg0xam0hqyssngesnvx5a62oq5gb.jpg)
В процессе такого совместного строительства у ребёнка развивается зрительное внимание, координация движений, общая и мелкая моторика, формируется навык подражания действиям взрослого, умение действовать по образцу, формируются и закрепляются знания и представления о цвете.
![Рис.7 (3).jpg Рис.7 (3).jpg](/upload/medialibrary/49c/a3wqr7pd09g1ekrfxt7cft8zgo0m226q.jpg)
Учим величины и цвет
Кубики – замечательный материал для ознакомления малыша с величиной,с первыми сенсорными эталонами: большой-маленький. Предложите малышу игру, в которой он будет сортировать кубики: маленькие кубики – в маленькую мисочку, а большие – в большую. Второй вариант – погрузить кубики в соответствующие машинки. Взрослый характерно выделяет и подчёркивает голосом размер кубиков: «Это большой кубик, а это маленький».
![Рис.8.jpg Рис.8.jpg](/upload/medialibrary/b72/78as7n0qfhrdgq0lddj9x844bf3rkqjd.jpg)
Когда малыш усвоил понятие о величине, начинаем обращать внимание на цвет. Оставляем кубики двух контрастных цветов: жёлтые и красные, они наиболее яркие и привлекательные. Игра «Дорожки для уточки и петушка».
![Рис.9.jpg Рис.9.jpg](/upload/medialibrary/f76/ojw8pgvxw4hdvdn7x3n54efzn87brgt2.jpg)
Когда малыш научится различать и безошибочно выделять два цвета, взрослый добавляет синий, а потом и зелёный цвета.
![Рис.10.jpg Рис.10.jpg](/upload/medialibrary/071/m043pn5lk0618lkquabbn29egdno6sqi.jpg)
Игра «Найди каждому кубику свой домик»
Вам понадобятся красные, жёлтые, синие, зелёные кубики и цветной картон соответствующего цвета. Листы картона можно стилизовать под домики. Малышу предлагается найти каждому кубику свой домик. В этой игре у ребёнка развивается зрительное восприятие и внимание. Закрепляются знания и представления о цвете.![Рис.11.jpg Рис.11.jpg](/upload/medialibrary/d3a/a7vqn1b43z0r6lez1qq0v1ic69ha3uj0.jpg)
Простые игры с кубиками учат ребёнка работать вместе с мамой, потом по образцу, как у мамы, следующий шаг – по картинке, по схеме. Благодаря играм карапуз становится более внимательным, расширяются его представления об окружающем мире. В игре кубики превращаются в паровозики, домики, кроватки и мостики.
А самое главное – ребёнок учиться общению, формируются навыки взаимодействия со взрослым, он учиться слышать собеседника, придерживаться правил в игре.
Наталья Бузук,
Семейный центр «Формула роста»
Иллюстрации Полина Чаус
- Комментарии