"Игры и Игрушки. Эксперт" № 6-2016
Опыты и эксперименты для детей с ЗПР
Организация опытов и экспериментов в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР подготовительной к школе группы
![Опыты и эксперименты для детей с ЗПР Опыты и эксперименты для детей с ЗПР](/upload/medialibrary/379/4je84facl1xx5orbq1g1vgiqpjyb5c8q.jpg)
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследования доказывают, сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную активность ребёнка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Исходя из результатов педагогической оценки, совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем были сформированы цели и задачи коррекционной работы нашей группы.
![Image120607.jpg Image120607.jpg](/upload/medialibrary/938/hti8wlpign5qsmk08apwdzhw14b3ld6t.jpg)
Цели:
![Image120660.jpg Image120660.jpg](/upload/medialibrary/c85/rm883u95818p2vf0evlekvfwp97nahc7.jpg)
На наших встречах в «Лаборатории чудес» главной деятельностью являлись опыты. В организации и проведении опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требовать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода вокруг нас» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьёзного Знайки, любопытной Капельки. Также использовались стихи, загадки, игры, музыкальное сопровождение, мультимедиа средства. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
![Организация опытов и экспериментов Организация опытов и экспериментов](/upload/medialibrary/9d0/a6zr5g80oow7alukyhrt24see3jpnlno.jpg)
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития старших дошкольников с задержкой, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
![Опыты и эксперименты для детей с ЗПР Опыты и эксперименты для детей с ЗПР](/upload/medialibrary/379/4je84facl1xx5orbq1g1vgiqpjyb5c8q.jpg)
На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.
Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира у ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Исследования доказывают, сколь важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса познавательную активность ребёнка. Детям с задержкой психического развития это важно вдвойне, потому что им свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Исходя из результатов педагогической оценки, совместно с дефектологом, логопедом и воспитателем были сформированы цели и задачи коррекционной работы нашей группы.
![Image120607.jpg Image120607.jpg](/upload/medialibrary/938/hti8wlpign5qsmk08apwdzhw14b3ld6t.jpg)
Цели:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения средствами физического эксперимента;
- развитие наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса в процессе экспериментирования;
- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности;
- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.
- знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
- развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость, переход воды в различные состояния, воздух, почва);
- расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека;
- знакомить с правилами техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
![Image120660.jpg Image120660.jpg](/upload/medialibrary/c85/rm883u95818p2vf0evlekvfwp97nahc7.jpg)
На наших встречах в «Лаборатории чудес» главной деятельностью являлись опыты. В организации и проведении опытов выделялось несколько этапов: постановка проблемы (задачи); поиск путей решения, проведение опытов, фиксация наблюдений, обсуждение результатов и формулировка выводов.
Дети с задержкой психического развития не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому первые исследовательские опыты не требовали длительного времени. Познавательная задача эксперимента должна быть ясно и чётко сформулирована. Её решение всегда должно требовать анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. В ходе опыта дети высказывали свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирали способ решения познавательной задачи. В процессе проведения опытов был задействован каждый ребёнок, что очень важно.
Дети с огромным удовольствием проводили опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, водой, магнитом. Например, лепили фигурки из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов – песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. По теме «Вода вокруг нас» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.
Чтобы поддержать интерес на протяжении всего хода экспериментирования, опыты предлагались от имени игровых персонажей – серьёзного Знайки, любопытной Капельки. Также использовались стихи, загадки, игры, музыкальное сопровождение, мультимедиа средства. На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности под руководством педагога моделировали проблемные ситуации. Впоследствии дети учились самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы её проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
![Организация опытов и экспериментов Организация опытов и экспериментов](/upload/medialibrary/9d0/a6zr5g80oow7alukyhrt24see3jpnlno.jpg)
Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень психического развития старших дошкольников с задержкой, проявление устойчивого интереса к познанию окружающего мира, приобретению знаний.
В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях.
Елена Журавлева, воспитатель МБДОУ ДСКВ №70, г. Братск
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку