"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2022
Новая идея Старого года
![Новая идея Старого года Новая идея Старого года](/upload/medialibrary/f11/guf8w0c79qyjw66uh9s0droxgo13hyf2.png)
Идея для создания игры пришла после Старого Нового года, когда все новогодние украшения аккуратно складируются, бережно упаковываются и убираются до следующего Нового года. Выключены гирлянды, погасли подсвечники, прогорели свечи, которые своим светом и теплом создавали нам праздник. И вдруг пришла идея продлить им жизнь, без огня, в игре.
Речь идёт о «плавающих» свечах в цилиндрической упаковке. По моему замыслу их можно легко превратить в фишки для традиционных игр-ходилок. Немного фантазии – и бабушка никогда не забудет, какого цвета её фишка в игре, потому что теперь есть бабушкина фишка, а также папина, мамина, фишка для братишки и сестрёнки. Нарисовать игроков – это отдельное интересное занятие, а прикрепить рисунок на тонкие палочки не составит труда.
Такая самодельная настольная игра возвращает нас к коллективной деятельности, создаёт многофункциональную игровую ситуацию, которая даёт новые знания, учит взаимодействию, отношению к чужому выигрышу и конечному результату. Обыкновенная настольная игра помогает учителю на уроке или родителю в домашних условиях в подаче материала, а участникам – в освоении и закреплении знаний.
Этой идеей я поделилась в своём классе, и вот первые фишки прибыли на урок французского языка. Ученикам предстояло принять участие в уроке-игре по теме «Город», где они были и пешеходами, и экскурсоводами. В начале игры ребята сочинили историю про котёнка, который спрятался где-то в городе. Так мы познакомились с современным понятием «сторителлинг» (storytelling) – учились умению рассказывать историю.
Дети, каждый со своей игровой фишкой, отправились на поиски котёнка на игровом поле, встречаясь с бабушкой, дедушкой, папой, мамой, братьями, сёстрами, друзьями. Здесь мы добавили в игру эффект неизвестности: каждый ученик не глядя вытаскивал из мешочка кубик с фрагментами городских объектов на гранях, самостоятельно устанавливал его на игровом поле и рассказывал о нём. Искали в магазине, в кафе, в аптеке, на почте, на катке, параллельно изучая новую лексику и повторяя старую. Котёнка не могли найти, пока каждый из учеников не попытал счастья. А потом они все вместе случайно нашли варежку, в которой и спрятался котёнок!
![Настольная игра-ходилка Настольная игра-ходилка](/upload/medialibrary/8ff/mpu7lwxbnsh76pj4or242by4jxapnzmx.png)
Всем понравилось сочинять и рассказывать истории, поэтому решили продолжить. И теперь мы всем классом сочиняем историю про котёнка, который спрятался в библиотеке. Новое игровое и одновременно обучающее действие погрузило всех шестиклассников в увлекательное путешествие, прервать которое смог только школьный звонок в конце урока.
Настольная игра-ходилка, в которой игроки перемещаются по игровому полю от старта до финиша, хороши своей простотой, быстрым погружением в игровое пространство. Они позволяют объединить людей разных возрастов, пригласить в игру любое количество игроков, особенно если в игре участвуют «свои», персонализированные, фишки.
Польза от процесса игры велика: развивается усидчивость, взаимоуважение, умение соблюдать правила, развивается речь, память, пространственное воображение.
Рассмотрим ещё один вариант использования цилиндрических свечей – создание новых объектов на знакомом поле. Возьмём, к примеру, известную настольную игру с «космическим полем».
В ходе игры одни узнают что-то новое, другие встречаются с уже известными фактами и быстро отвечают на вопросы. Но все становятся участниками путешествия в условном космическом пространстве с планетами, спутниками, кометами, созвездиями, где необходимо соблюдать особые правила передвижения и взаимодействия с объектами на игровом поле. Особый интерес вызывает космическая техника: корабли, станции, луноходы, марсоходы, происходит знакомство с космонавтами.
В начале игры необходимо ознакомиться с правилами: изучить действия игроков при попадании на определённые объекты, при каких условиях получается бонусный ход вперёд, а при каких придётся пропустить ход или даже сделать шаг назад. И, конечно же, совсем не сложно изменить старое игровое поле, добавив на него новые объекты.
Так мы и сделали! Ребята нарисовали свои станции и планеты с особыми условиями пребывания на них, добавив тем самым новые правила в игру: придумать название новой планете, перечислить планеты, у которых есть спутники, пропустить ход, если планета слишком холодна, или, напротив, перейти на пару шагов вперёд, если температура планеты слишком высока.
![Игроки Игроки](/upload/medialibrary/9ca/rairk619lzu61h7dx55sqkzk1xpqf78f.png)
Вот, например, на поле появилась новая станция «Пифагор». Здесь необходимо вспомнить, что именно Пифагор первым предположил, что Земля имеет форму шара, и, дав правильный ответ, продвинуться вперёд на три позиции. А вот остановка «Скафандр», на которой следует задержаться для облачения в специальное снаряжение, пропустив ход, потому что двигаться дальше без скафандра нельзя. Или остановка «Телескоп» – пропустить ход, чтобы рассмотреть звёзды, созвездия, назвать некоторые из них.
Подобный вариант игры может использовать учитель-предметник для объяснения новой темы и терминологии, для закрепления пройдённого материала или в качестве проверочной работы.
Чему ещё учатся школьники в такой игре? Например, придумывая свой игровой объект или правило, необходимо обосновать его появление на игровом поле. Это развивает навык описательной деятельности учащегося, способность к аргументации и отстаиванию своей позиции. Каждый может проявить себя, создать какой-то особенный объект, непохожий на другие. Параллельно возникает желание общаться, работать коллективно, слажено, включаясь в общее игровое действо.
Простая настольная игра с воплощением замысла самостоятельно созданных объектов – творческий процесс каждого участника, возможность попробовать себя в роли дизайнера, художника, создателя игры. Это помогает всесторонне развивать личность, пробовать разные формы взаимодействия и общения, чтобы использовать этот творческий опыт в повседневной жизни.
Ещё одним дополнительным преимуществом реализации подобной идеи среди подрастающего поколения является актуальное сегодня движение «апсайклинг» (upcycling). Это творческое «прочтение» старых вещей, не переработка мусора, а переосмысление существующего предмета, повторное его использование новым способом. Это часть экологичного образа жизни, модного и пропагандируемого среди современной молодёжи, и именно поэтому найдёт отклик в школьной среде. Создание игровых элементов из частично использованных плавающих свечей – отличный способ реализовать свои творческие идеи и одновременно позаботиться об окружающем мире.
Наталия Щербакова
педагог-организатор,
ГБОУ школа 1694, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии