"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2016
Найди и покажи
Игра на развитие устойчивости, объёма и переключаемости внимания детей трёх-семи лет
![Найди и покажи Найди и покажи](/upload/medialibrary/a2b/vboyg9b8hyiz62l8wke2yn16v3fd3dzt.jpg)
Хочу предложить вашему вниманию игру «Найди и покажи», построенную на основе корректурной пробы Б. Бурдона. Она проводится по аналогии с данной методикой. Ценность данной игры для педагогов в том, что она позволит занять ребёнка на некоторое время (когда педагог готовит материалы к следующему виду деятельности) или немного сконцентрировать детей, переключить их с одного вида деятельности на другой таким способом. Ценность данной игры для педагогов-психологов в том, что это продуктивный вид подготовки детей к школьному обучению (стороны, касающейся именно развития внимания и его свойств), а так же средство ознакомления детей с бланковыми методиками. Ну и, конечно, немаловажна простота её изготовления и применения в деятельности педагогов не только дошкольного учреждения, но и учителей начальных классов.
В своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно, кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнёт бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне. Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им подобные игры, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребёнка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.
![image-1229.jpg image-1229.jpg](/upload/medialibrary/15d/wg8j6s52kfdi0ec3iaj9ul0mgj114i3o.jpg)
Хочу рассказать вам о процессе создания одной из таких игр. Я рекомендую её для детей от трёх до семи лет с целью повышения уровня развития внимания и его свойств, а так же при подготовке детей шести-семи лети к школьному обучению. Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребёнка и укреплению мелкой моторики кистей рук.
Для создания игры нам потребуется бланк с изображением простых для восприятия форм (предметов), количество которых зависит от возраста ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, цветные фишки.
![Игра на развитие устойчивости внимания Игра на развитие устойчивости внимания](/upload/medialibrary/eb2/b645olvx7jqc0sd3fize0o91rm46qxbd.JPG)
При успешном выполнении задания ребёнком любого возраста можно повышать уровень сложности предлагаемой игры с целью сохранения интереса и актуализации познавательного интереса.
Ребёнку предлагается бланк для рассматривания. Далее задаётся вопрос о том, что видит ребёнок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребёнком сути всех изображённых форм.
После этого ребёнку предлагается найти определённую форму (например, кораблик) и даётся инструкция: «Раскрась парус у кораблика жёлтым карандашом». После выполнения задания ребёнку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звёздочка) и даётся инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом».
После этого ребёнку предлагается для выполнения следующий подобный шаг. В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и даётся несколько команд поочерёдно (например, спустись вниз на две клетки и шагни влево ещё на две клетки), после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребёнок, что на ней изображено.
![Игра на увеличение объёма памяти Игра на увеличение объёма памяти](/upload/medialibrary/538/tasz8squak92q3o22shcus00071zfvxl.jpg)
Игра на увеличение объёма памяти и развитие переключаемости внимания
Ребёнку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз.
Для усложнения игры ребёнку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть её, раскрасить определённым образом (например, звёздочку раскрасить красным карандашом), затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображённую в этой клетке (например, треугольник зачеркнуть простым карандашом). Далее ребёнку даётся инструкция: «Теперь просмотри построчно всё поле и, когда ты будешь видеть нужные формы, либо раскрашивай их (звёздочки), либо зачеркивай (кораблики)».
В зависимости от возраста ребёнка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки. Для большего усложнения игры, ребёнку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачёркиваем, вторую – подчеркиваем, третью – обводим в кружок). Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой. Для облегчения работы с детьми трёх лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе.
![image-1233.jpg image-1233.jpg](/upload/medialibrary/c44/iz6c2agd7mukxgmyi9pg08cwlknyw7sg.jpg)
Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии, и из этого материала можно сделать не одну игру.
![Найди и покажи Найди и покажи](/upload/medialibrary/a2b/vboyg9b8hyiz62l8wke2yn16v3fd3dzt.jpg)
Хочу предложить вашему вниманию игру «Найди и покажи», построенную на основе корректурной пробы Б. Бурдона. Она проводится по аналогии с данной методикой. Ценность данной игры для педагогов в том, что она позволит занять ребёнка на некоторое время (когда педагог готовит материалы к следующему виду деятельности) или немного сконцентрировать детей, переключить их с одного вида деятельности на другой таким способом. Ценность данной игры для педагогов-психологов в том, что это продуктивный вид подготовки детей к школьному обучению (стороны, касающейся именно развития внимания и его свойств), а так же средство ознакомления детей с бланковыми методиками. Ну и, конечно, немаловажна простота её изготовления и применения в деятельности педагогов не только дошкольного учреждения, но и учителей начальных классов.
В своей работе мне приходится проводить диагностику детей с применением бланков, карточек, схем и другого подобного материала. Случается, что дети не всегда спокойно реагируют на их использование. Кто-то вдруг «пугается», потому что боится сделать что-то не верно, кто-то «замыкается», потому что не уверен в своих силах, а кто-то попросту мнёт бланки, переворачивает их «вверх ногами», или ищет что-то на обратной стороне. Чтобы заранее подготовить ребятишек к таким моментам, я стараюсь при проведении индивидуальной и групповой работы периодически предлагать им подобные игры, чтобы в дальнейшем не возникало заминок в процессе диагностики. А, самое главное, не повышало уровень тревожности ребёнка, что в значительной степени может повлиять на «чистый» результат.
![image-1229.jpg image-1229.jpg](/upload/medialibrary/15d/wg8j6s52kfdi0ec3iaj9ul0mgj114i3o.jpg)
Хочу рассказать вам о процессе создания одной из таких игр. Я рекомендую её для детей от трёх до семи лет с целью повышения уровня развития внимания и его свойств, а так же при подготовке детей шести-семи лети к школьному обучению. Игра способствует не только развитию внимания и его свойств, но и повышению уровня развития ориентировки в пространстве, так же развитию пишущей руки ребёнка и укреплению мелкой моторики кистей рук.
Для создания игры нам потребуется бланк с изображением простых для восприятия форм (предметов), количество которых зависит от возраста ребёнка, простой карандаш, цветные карандаши, цветные фишки.
- Для детей 3-4-х лет используются бланки из 20-25 форм (4х5 или 5х5) фото 1;
- для детей 4-5-ти лет используются бланки из 30-36 форм (5х6 или 6х6) фото 2;
- для детей 5-6-ти лет используются бланки из 42-49 форм (6х7 или 7х7) фото 3;
- для детей 6-7-ми лет используются бланки из 140-216форм (10х14 или 12х18) фото 4, 5;
При успешном выполнении задания ребёнком любого возраста можно повышать уровень сложности предлагаемой игры с целью сохранения интереса и актуализации познавательного интереса.
Ход
Игра на развитие устойчивости вниманияРебёнку предлагается бланк для рассматривания. Далее задаётся вопрос о том, что видит ребёнок, что именно изображено на картинках и другие уточняющие вопросы для получения информации о понимании ребёнком сути всех изображённых форм.
После этого ребёнку предлагается найти определённую форму (например, кораблик) и даётся инструкция: «Раскрась парус у кораблика жёлтым карандашом». После выполнения задания ребёнку предлагается подняться на одну клетку вверх от заданной формы и рассказать, что именно изображено в данной клетке (например, звёздочка) и даётся инструкция: «Раскрась звездочку красным карандашом».
После этого ребёнку предлагается для выполнения следующий подобный шаг. В зависимости от возраста детей, количество шагов (переходов по клеткам) увеличивается и даётся несколько команд поочерёдно (например, спустись вниз на две клетки и шагни влево ещё на две клетки), после выполнения которых так же проводится беседа о том, на какую именно клетку попал ребёнок, что на ней изображено.
![Игра на увеличение объёма памяти Игра на увеличение объёма памяти](/upload/medialibrary/538/tasz8squak92q3o22shcus00071zfvxl.jpg)
Игра на увеличение объёма памяти и развитие переключаемости внимания
Ребёнку предлагается не просто шагнуть от формы (кораблика) вправо, влево, вверх или вниз, а найти на игровом поле все кораблики и у всех раскрасить паруса. При этом показывается методика поиска форм: построчно, начиная с самой верхней строчки и постепенно спускаясь по полю вниз.
Для усложнения игры ребёнку предлагается найти форму в верхнем левом углу, рассмотреть её, раскрасить определённым образом (например, звёздочку раскрасить красным карандашом), затем шагнуть на клетку вправо и зачеркнуть простым карандашом форму, изображённую в этой клетке (например, треугольник зачеркнуть простым карандашом). Далее ребёнку даётся инструкция: «Теперь просмотри построчно всё поле и, когда ты будешь видеть нужные формы, либо раскрашивай их (звёздочки), либо зачеркивай (кораблики)».
В зависимости от возраста ребёнка и уровня его развития инструкция может проговариваться повторно, сопровождаться показом на примере одной строчки. Для большего усложнения игры, ребёнку предлагается работать не с двумя формами, а с тремя и более. При этом необходимо давать более простые задания по обработке форм (например, одну форму зачёркиваем, вторую – подчеркиваем, третью – обводим в кружок). Для оценки продуктивности данной игры можно использовать методику «Корректурная проба» или методику «Кольца Ландольта» с соответствующей обработкой. Для облегчения работы с детьми трёх лет можно предлагать им на начальных этапах работы увеличенные формы, представленные отдельно на доске, фланелеграфе.
![image-1233.jpg image-1233.jpg](/upload/medialibrary/c44/iz6c2agd7mukxgmyi9pg08cwlknyw7sg.jpg)
Пробуйте, дерзайте, ведь стоит только приложить немного фантазии, и из этого материала можно сделать не одну игру.
Ирина Заговорич, педагог-психолог МБДОУ Д/с № 76 г.Сыктывкар
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку