"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Настольная игра «Прорыв. Танковые сражения»
![Настольная игра «Прорыв. Танковые сражения» Настольная игра «Прорыв. Танковые сражения»](/upload/medialibrary/631/wvjwnom1j7r67ircd7y0mr7ndcuhe320.png)
Игра создавалась в 2020 году в момент дистанционного участия обучающихся разных классов школы-интерната в проекте «Челябинск-Танкоград. Судьбы людей и машин». На момент создания игры я был руководителем бригады «Молодая гвардия». Каждая условная бригада должна была собрать масштабную модель советского танка и проявить активность в поиске информации о ней. Нам в жеребьёвке выпала модель танка Т-34/76. Помимо наших разнообразных мероприятий в ходе участия в проекте мы придумывали новые мини-проекты на тему «Танк Т-34/76», среди которых была эта игра.
Карты игры изготовлены при помощи лёгкой бесплатной онлайн-программы для составления настольных игр «Hodilka Master». Программа быстро скачивается на компьютер, открывается и можно самому составлять сколько угодно игр, добавлять картинки, стрелочки, метки с номерами. Для фона в программе уже имеется набор изображений, которые можно подобрать по введённому названию в графе поиска.
Для наполнения карты компонентами сюжета использовались имеющиеся в сети Интернет в свободном доступе материалы (рисунки, картинки, развёртки кубиков). Развёртки пешек (танков Т-34) я сделал сам в простой программе Paint. Получилась простая в изготовлении, но интересная и познавательная настольная игра.
В целом это 4 листа для цветной печати на простой бумаге формата А4 (обозначения, игральные фишки, игральные кубики, игральные карточки с танками) и один лист (карта) для формата А3. Всё распечатывается на цветном принтере, вырезается, склеивается клеем или скотчем. Картинки с танками вырезаются и складываются в колоду рядом с картой. Это союзные войска.
Игра совместно с другом (боевым товарищем)
У каждого своя фишка – свой танк. Ходить нужно по очереди, кидая кубики. Если встали на зелёную метку, то к вам присоединяется подкрепление (берёте карточку с изображённым танком из колоды). Если встали на красную метку, то завязывается схватка с врагом. Первым в бой вступает ваше подкрепление (если есть). По очереди кидаете кубики за него и за неприятеля. У кого выпало больше, тот и победил. Если враг подбил ваше подкрепление, то оно у вас пропадает (кладёте карту союзного танка обратно в колоду), и в бой вступаете вы. В случае вашего поражения вы отступаете по красной стрелке на указанную метку. Но, если ваш товарищ рядом, то он может прикрыть вас.![Играем в паре Играем в паре](/upload/medialibrary/f16/1egweifsptc8uja70z5jvgfvdp9m38h9.png)
Прохождение пути совместное. Допускается самовольное нападение на врага, если даже не попали на красную метку. В этом случае, если вы проигрываете в схватке, то путь начинаете с самого начала.
Игра-перевёртыш
Вы идёте от старта к финишу, а ваш друг в роли противника идёт от финиша к старту к вам навстречу. Танки на карте мысленно делятся на друзей и врагов. То есть для друга, идущего навстречу, ваши противники (фашисты) будут ему союзниками. Цель – не дать пройти сопернику. Рано или поздно два игрока встречаются и сражаются в схватке. Проигравший отступает от ближайшей красной метки назад и пропускает ход на починку техники.Синяя метка означает пропуск одного хода. Это может быть из-за обстрела танков авиацией, бомбёжек миномётчиков, брода через реку или из-за плохой погоды (смотрите картинки).
Игра имеет множество достоинств. Это просто, интересно и познавательно. Играя, ребята запоминают, как выглядят советские и немецкие танки, самолёты, корабли времён Великой Отечественной войны, соотносят изображения с названиями.
Помимо сказанного, игру можно дополнять самостоятельно. Например, во второй версии можно дополнить условия игры возможностью каждым игроком устанавливать на пути 2-3 мины. Если потом сам на них встаёшь, то остаёшься цел. А противник подрывается. Это нужно для возможности запаса времени на починку своей техники. А также это добавляет игре интриги.
Конечно, можно усложнять игру. В качестве примера – степень пробития снарядом танка. Допустим, вы вступили в схватку с противником. По новым условиям вы пробиваете его броню только, если у вас выпадает число 5. То есть количество выстрелов увеличивается.
![Танки Танки](/upload/medialibrary/36d/u3c60g7595mk8xtuo0c6fs2s77u0hsgh.png)
Также можно призывать на помощь авиацию (карточки с самолётами можно нарисовать самим). Даже если противник далеко, попробуем его подбить. Как? Вызываете авиацию и кидаете кубик два раза. Если первый раз выпадает одна из цифр метки, на которой сейчас стоит противник, то он ранен (подбит). А если каким-то чудом второй раз выпадает вторая цифра метки, то противник уничтожен и начинает двигаться с самого начала. Авиацию можно вызывать сколько угодно раз.
Каждые новые подобные усложнения условий игры не просто делают её интереснее, но и развивают воображение, представление, моделирование ситуации, прогнозирование, развивает планирование, осторожность. Каждые новые условия игры способствуют развитию ребёнка. Если он будет увлечён игрой и будет знать, что правила можно придумывать самому (совершенствовать их), то в скором времени мы получим игры разнообразных вариаций.
Разнообразие игры возможно не только при помощи сюжета, персонажей, но и при изменении функций самого игрального кубика. Например, нам нужно внести ясность в то, что же происходит, когда в танк попадает снаряд. Вариантов исхода попадания может быть масса. Это и возгорание, и ранение экипажа (ранен механик-водитель, и танк ехать не может), и повреждение орудия, и детонация боеукладки (взрыв танка). Всё это может быть на отдельном игральном кубике, который можно обрисовать самостоятельно. То есть при схватке мы кидаем не один кубик с цифрами, а сразу два кубика (с цифрами и со значками «взрыв», «ранение экипажа», «повреждение орудия», «пожар»). Это задаёт не только вариативность событий в игре, но и развивает у игроков словарный запас (запоминание при частом повторении слов, знакомство с новыми терминами, историческая достоверность). Причём комбинации на двух кубиках могут интересно взаимодействовать. Представим, что мы бросили кубики и у нас выпали цифра «2» и «Сбита гусеница» (значок). А у противника выпала цифра «5» и «Рикошет», что означает его возможный проигрыш. Надо кидать кубики ещё раз, но он уже не сможет отступить (убежать), так как у него ходовая часть повреждена. Кстати, ходить можно как вперёд, так и назад (пожеланию). Если в схватке с противником ваш танк загорелся, то, кидая кубики, вы можете потратить цифры не на выстрел, а на отступление, и противник не сможет вас добить.
![Игровые кубики Игровые кубики](/upload/medialibrary/cfa/at39lheyg6gp6usw7np7eb1ff8gttj4t.png)
Стоит отметить, что использование дополнительного игрального кубика со значками повреждений требует прописанной таблицы результатов разных комбинаций. А это уже творческий процесс, который каждый может сформулировать по-своему. Играйте и придумывайте! Придумывайте и играйте!
Сергей Денисов, учитель
ИЗО и ПТО, МБОУ КОШИ,
р. п. Магнитка, Кусинский район
Рекомендуем почитать
- Комментарии