"Игры и Игрушки" №4-2023
Мыльные пузыри для развития крохи
Работая в службе ранней помощи, мы очень часто сталкиваемся с запросами родителей – ребёнок не говорит, не смотрит в глаза, не реагирует на имя. Родители просто не знают, во что играть с малышом, как правильно организовать игровую деятельность. Нередко от незнания родители замещают полноценное эмоциональное общение с ребёнком гаджетами, различными игрушками. Создаётся впечатление успешной игры, ребёнок что-то перекладывает, нанизывает, строит. Но его действия однообразны, а понимание обращённой речи ограниченное. В погоне за якобы интеллектуальным развитием родители забывают о самом главном – желании и потребности малыша иметь контакт с мамой. Теряется важный момент – научиться подражать действиям взрослого, слышать и выполнять простые просьбы мамы или папы.
В помощь родителям предлагаю простое занятие, которое доставит удовольствие малышу и взрослому. Оно будет способствовать эмоциональному общению с ребёнком, формировать у малыша навык фиксировать взгляд на лице мамы или бабушки, удерживать внимание на игрушке.
![Мыльные пузыри для крохи Мыльные пузыри для крохи](/upload/medialibrary/822/phus329plcq49ejk21fbxx6s5fun44qz.png)
Волшебные пузыри
Мыльные пузыри нравятся всем детям. Ловить невесомые пузыри – большое удовольствие. Так давайте используем их в формировании важных для крохи навыков!Старайтесь держать баночку с пузырями на уровне лица взрослого, тем самым привлекая внимание ребёнка не только к баночке с пузырями, но и к эмоциональной мимике взрослого. Обязательно обращайтесь к малышу: «Мы сейчас будем дуть пузыри.» Движения с баночкой должны быть размеренные, медленные. В этот момент взрослый наблюдает, фиксирует ли ребёнок взгляд на баночке, может ли он проследить за ней?
![Волшебные пузыри Волшебные пузыри](/upload/medialibrary/d87/mc0u4wki2561ykeb70ev7ol1ak3wff3p.png)
Звукоподражание
Прежде, чем вы откроете крышку баночки, предложите малышу постучать по крышке. Тем самым вы включаете ребёнка в совместную деятельность, формируете навыки подражания взрослому, стимулируете его звукоподражание, проговаривая: «Тук-тук».![«А где пузырьки живут?» «А где пузырьки живут?»](/upload/medialibrary/c08/f1svsv9jo8iugsg0gwjqbkh3oovt0sy6.png)
Следующим этапом будет открытие крышечки. Взрослый привлекает внимание ребенка вопросом: «А где пузырьки живут?» Покажите указательным пальцем на баночку, формируя указательный жест у ребёнка.
![Учим дуть пузыри Учим дуть пузыри](/upload/medialibrary/6d5/u690d7pd5ncidanuxwdlu735ft6kmvht.png)
Учим дуть
Обычно дети хорошо удерживают внимание, потому что впереди их ждёт маленькое чудо – появление волшебных пузырей. Прежде чем дуть на палочку, предложите ребёнку подуть на его ручку, чтобы показать подачу воздуха. При этом действии снова привлекайте внимание малыша к своему лицу: «Дай ручку, я подую!» В данный игровой момент взрослый формирует понимание обращённой речи, умение выполнить свою просьбу. Взрослый заинтересовывает малыша, привлекает его внимание, показывая, что дуть можно и холодной струйкой воздуха, и тёплой.![Ручкой хлоп Ручкой хлоп](/upload/medialibrary/c0e/pwnzu4x4ud9oaa0a9oyohwt9lrr9qb3k.jpeg)
И вот наконец появляются пузыри. Их можно весело ловить и хлопать ладошками или ножкой. Постепенно игра может усложняться. Прежде, чем открывать крышечку пузырей, малыш будет осваивать умение стучать по крышечке ладошкой, кулачком, пальчиком – упражнение на развитие мелкой моторики. Можно стучать громко, можно тихо.
![Ножкой топ Ножкой топ](/upload/medialibrary/ce4/y5wngcodpzenu33icqbm0541rmbtjzxg.jpeg)
В такие игровые моменты у ребёнка формируется навык слышать взрослого, умение выполнять простые просьбы и правила в игре. Позже взрослый может предложить малышу дуть пузыри по очереди. При этом можно использовать условный сигнал, например, поднять руку или приложить ладошку к груди, означающие: «Я буду дуть!»
![Кулачком или ладонью Кулачком или ладонью](/upload/medialibrary/171/vix7c9xw8laecystxczhgv7qtbjdnqfg.png)
Ищем пузыри
Баночку с пузырями можно ставить в разные места и просить ребёнка найти её: «Давай найдём, где пузыри?». Это будут занимательные совместные поиски «Волшебных пузырей», с уточнением домашних предметов и места положения: на столе, под стулом, в сумочке. Игра должна проходить весело, взрослый должен быть эмоциональный, ярко проявлять разнообразную мимику: удивление, радость, огорчение.![Где пузыри? Где пузыри?](/upload/medialibrary/5ba/ulfa6o7bvc8c5ept293kb45s7z31qss5.png)
Речь взрослого должна быть достаточно информативной, но при этом фразы должны быть простые, слова, используемые в речи, лёгкими для повторения ребёнком: дай, ещё, дуй, где. В какой-то момент взрослый может сказать: «Ой, я устала дуть, неси маме, папе или бабушке!»
Решаем проблему
Когда малышу очень хочется, чтобы ему дули пузыри, он кладёт баночку на ладонь взрослого, а она непроизвольно падает с ладони – бах, упала! Это смешит малыша, действие повторяется несколько раз. При этом увеличивается время взаимодействия, зрительный контакт и общение. Взрослый создаёт проблемную ситуацию, вынуждая ребёнка решить её. Баночка с пузырями может спрятаться в носок или кармашек.![Ребёнок дует пузыри Ребёнок дует пузыри](/upload/medialibrary/71d/y5u6vokzv63c3yu6qhrr1vu78j9j12b2.png)
Желание ребёнка дуть пузыри будет мотивировать его к тому, чтобы достать их. А взрослый, благодаря таким игровым приёмам, будет способствовать развитию общей и мелкой моторики, формированию умения ребёнка справляться с поставленной задачей самостоятельно или учиться обращаться за помощью к взрослому, используя при этом умение посмотреть в глаза, использовать жесты или речь. Чуть позже может появиться паровозик из кубиков, который подвезёт пузыри к месту вашей игры. Постепенно вы начнёте осваивать конструирование из кубиков.
![Паровозик из кубиков Паровозик из кубиков](/upload/medialibrary/e0d/7spln8etnctfqsmtrvb2faltv4dvwyuo.png)
Вот так простые мыльные пузыри решают очень важные задачи в развитии и воспитании ребёнка!
Наталья Бузук, учитель-дефектолог,
Семейный центр «Формула роста»,
рисунки Полина Чаус
Рекомендуем почитать
- Комментарии